История развития

1994-1998 гг. (ФАЗА 0)

  • Наблюдается растущая потребность в исследованиях прикладного характера, которая не может быть удовлетворена существующими исследовательскими институтами, работающими по устаревшей модели управления исследованиями в условиях ограниченных финансовых возможностей.
  • Учитывая острую необходимость развития потенциала в сфере прикладных исследований, в 1994 году Программа Развития ООН (ПРООН) инициирует проект «Анализ макроэкономической политики и подготовка кадров » Деятельность проекта сфокусирована на разработке ряда аналитических докладов в сфере макроэкономической политики, а также на проведении программ обучения. Кроме того, проект рассматривается в качестве базиса для создания исследовательского института нового типа.
  • Принимая во внимание успешную реализацию проекта «Анализ макроэкономической политики и подготовка кадров», ПРООН запускает проект под названием «Центр экономических и социальных исследований»(ЦЭСИ), основной целью которого является разработка и пилотирование рациональной модели управления и финансирования прикладных исследований в области социально-экономической политики.

1999-2004 гг. (ФАЗА 1)

  • Создание Центра экономических исследований – совместной инициативы Правительства Республики Узбекистан и ПРООН, – целью которого является разработка рекомендаций для Правительства по ключевым вопросам социально-экономической политики, содействие в укреплении национального исследовательского потенциала, а также повышение общественной осведомленности в вопросах социально-экономического развития.
  • ПРООН оказывает техническое содействие институциональному развитию Центра экономических исследований.
  • Разрабатывается и пилотируется новая модель организации и финансирования прикладных исследований, отвечающая текущим требованиям и обеспечивающая высокий уровень качества продуктов.
  • ЦЭИ значительно расширяет спектр исследований.
  • Центр издает ежемесячный журнал «Экономическое обозрение», признанный в качестве надежного источника аналитической информации, распространяющий новые идеи и мнения, предлагающий читателям аналитические материалы и экспертные оценки и вносящий весомый вклад в повышение общественной осведомленности.
  • Тренинги рассматриваются неотъемлемой частью мандатной деятельности ЦЭИ. В период с 1999 по 2002 год ЦЭИ при поддержке Всемирного банка проводит серию тренингов для более чем 600 государственных служащих в рамках Программы в области анализа экономической политики.
  • С 1999 по 2002 год ЦЭИ издает более 50 докладов и аналитических записок по наиболее актуальным аспектам социально-экономического развития, таким как либерализация экономики, повышение уровня жизни населения, развитие малого и среднего бизнеса, промышленная политика, реформы в сельском хозяйстве, монетарная политика и т.д. Центр также занимается подготовкой Национальных докладов о человеческом развитии (НДЧР) по заказу ПРООН.
  • ЦЭИ расширяет сотрудничество с различными международными организациями и фондами, а также осуществляет ряд проектов совместно со Всемирным банком, Азиатским банком развития (ADB), Агентством США по международному развитию (USAID), Департаментом международного развития (DFID), ТАСИС и другими.
  • Дальнейшее совершенствование модели организации и финансирования прикладных исследований ЦЭИ путем введения практики реализации пилотных проектов, которые позволяют апробировать новые идеи, концепции и подходы, а затем реплицировать полученные результаты и опыт.
  • ЦЭИ интенсивно продвигает концепцию «мозговых центров» – «фабрик мысли» в стране.

2005-2008 гг. (ФАЗА 2)

  • К 2005 году ЦЭИ удается накопить уникальный в своем роде потенциал в области разработки рекомендаций по вопросам политики. ЦЭИ выступает в качестве «центра знаний» для ПРООН. Кроме того, Центр играет роль связующего звена между Правительством и международными организациями, активно продвигая продуктивный диалог по вопросам развития.
  • ЦЭИ закрепляет за собой роль ведущего «мозгового центра» в стране.
  • Наблюдается постепенное сокращение поддержки институционального развития ЦЭИ со стороны ПРООН. Центр начинает осуществлять исследовательские проекты для ПРООН на субконтрактной основе.
  • С 2005 года журнал «Экономическое обозрение» постепенно переориентируется на частный сектор и рассматривается в качестве эффективного коммуникационного инструмента для расширения диалога с бизнес-сообществом.
  • ЦЭИ активно налаживает связи с местными и зарубежными исследовательскими институтами и центрами. Кроме того, Центр вносит вклад в повышение потенциала местных исследовательских институтов посредством обмена знаниями и опытом.
  • Центр пилотирует новые идеи, концепции и подходы, которые в дальнейшем трансформируются в самостоятельные проекты развития.
  • ЦЭИ активно участвует в подготовке Стратегии повышения благосостояния населения Республики Узбекистан (СПБН) и проводит ряд секторальных исследований в рамках данного процесса.
  • Пилотируются механизмы проектного финансирования в рамках отдельных исследовательских проектов.
  • Дальнейшее расширение спектра продуктов и услуг ЦЭИ, вовлечение ЦЭИ в ряд региональных проектов.
  • ЦЭИ диверсифицирует источники финансирования путем эффективной мобилизации ресурсов в целях достижения финансовой устойчивости.
  • 2008 год рассматривается как переходный период к следующей фазе институционального развития ЦЭИ. Разработана среднесрочная Стратегия развития ЦЭИ, охватывающая 2009-2011 годы.

2009 и последующие годы (ФАЗА 3)

  • ЦЭИ продолжает работать над укреплением институциональной и финансовой устойчивости.
  • Подготовка рекомендаций в области политики развития осуществляется при широком участии всех заинтересованных сторон на всех стадиях аналитической работы
  • Центр вносит существенный вклад в формирование общественного мнения о новом этапе реформ в Узбекистане и продвижение узбекской модели развития, в том числе в рамках сотрудничества по модели “Юг-Юг”.
  • Центр продолжает расширение спектра продуктов и услуг.
  • В число ключевых направлений программных исследований, ориентированных на более долгосрочную перспективу, входят следующие: Экономическая трансформация и модернизация, Социальная трансформация и модернизация, Институциональная трансформация и модернизация, а также Территориальное развитие.
  • ЦЭИ продолжает вносить вклад в укрепление потенциала центральных и местных органов власти, других исследовательских институтов и средств массовой информации посредством их вовлечения в реализацию совместных исследовательских проектов и тренингов.
  • В целях расширения тематики и спектра исследований особое внимание уделяется применению комплексного подхода в рассмотрении вопросов экономической, социальной, институциональной и территориальной трансформации Узбекистана, продвижению широкого диалога по актуальным вопросам развития и подготовке обширного спектра продуктов для различных целевых аудиторий.