Акселератор реформ на платформе ЦЭИР подвел итоги 100 дней
Группами Акселератора были реализованы 3 направления. Это оценка уровня удовлетворенности граждан госуслугами, формирование учета статистики энергетики, ведение рейтингов по направлениям деятельности субъектов предпринимательства.
В рамках Акселератора в течении 100 дней были решены проблемы по 3 направления. Среди них:
- оценка уровня удовлетворенности граждан госуслугами (запуск портала BAHO.GOV.UZ);
- формирование учета статистики энергетики;
- ведение рейтингов по направлениям деятельности субъектов предпринимательства.
К процессу решения проблем в обозначенных сферах были привлечены представители министерств и ведомств, частного сектора, исследовательских центров и других организаций. Проведены исследования, семинары, основанные на методологии, разработанной в сотрудничестве с Гарвардским университетом и Акселератором ОАЭ.
В продолжении мероприятия, координаторы групп Акселератора презентовали итоги проделанной работы за 100 дневный цикл в соответствующих направлений, и достигнутые результаты.
Оценка уровня удовлетворенности граждан госуслугами
На основе изученного зарубежного опыта Группа Акселератора разработала концепцию и запустила интерактивный портал BAHO.GOV.UZ, который позволяет оценить уровень удовлетворенности граждан государственными услугами в Узбекистане.
Граждане могут оставить свой отзыв о госуслуге (по шкале от 1 до 5) через данный портал по специальному QR-коду на основе 5 критериев:
- соблюдение сроков;
- квалификация персонала;
- правила этикета;
- справедливый подход;
- наличие условий для подачи заявки.
Оценки, выставленные с помощью QR-кода, автоматически отображаются прямо на портале BAHO.GOV.UZ. При этом, одному пользователю будет разрешено ставить оценку только один раз в день.
Также на портале будет формироваться рейтинг учреждений, предоставляющих госуслуги на основе накопленных баллов.
На сегодняшний день в тестовом режиме в г.Ташкенте к порталу BAHO.GOV.UZ подключено 223 учреждения, в которых установлены специальные QR-коды.
Формирование учета статистики энергетики
Еще одной Группой Акселератора было выявлено, что в стране нет системы учета статистики единого топливно-энергетического баланса, позволяющего обеспечить рациональное использование и экономичность топлива и источники энергии, основанные на стандартах ООН и Международного энергетического агентства.
Соответственно, Группой Акселератора внесены изменения и дополнения в существующие статистические отчеты по инвентаризации и покрытию недостающих данных по энергетической статистике в стране и в соответствии с рекомендациями Статистической организации ООН и Международного энергетического агентства.
В течени 100 дней была проведена работа для обеспечения реализации данных задач:
На первом этапе изучены топливно-энергетические балансы Статистической организации ООН и Международного энергетического агентства, составлен список из 54 доступных показателей и определены 10 показателей текущего топливно-энергетического баланса республики.
Далее для формирования выявленных показателей 8 дополнительных показателей включены в текущий статистический отчет 1-kb и 13 дополнительных показателей в статистический отчет 1-й энергетической формы.
По итогам был подготовлен, предварительный топливно-энергетический баланс за 2020 год на основе дополнительных данных, включенных в текущие статистические отчеты, а также с использованием международных рекомендаций и методических указаний.
Значение топливно-энергетического баланса в повышении эффективности целевых параметров в энергетике страны, следующие:
- Мониторинг и оценка объемов производства первичной энергии;
- Мониторинг и оценка запасов производимых и потребляемых топливно-энергетических ресурсов;
- Повышение энергоэффективности путем определения расхода топлива при производстве электроэнергии;
- Мониторинг производства других видов топлива и энергетических продуктов, полученных в результате переработки первичных энергоресурсов, и оценка их эффективности;
- Мониторинг и оценка потребления топливно-энергетических ресурсов промышленными и другими секторами экономики;
- Мониторинг и оценка использования топливно-энергетических ресурсов населением республики;
- Оценка потерь топлива, энергии и потребления энергетики на собственные нужды;
- Оценка распределения общих топливно-энергетических ресурсов в стране и их эффективность.
Ведение рейтингов по направлениям деятельности субъектов предпринимательства
Группой Акселератора выявлено, что на сегодняшний день потребители не имеют доступа к достоверной и полной информации о товарах (работах, услугах), их производителях, исполнителях и продавцах.
В этой связи Администрацией Президента Республики Узбекистан было принято распоряжение и поставлена задача о внедрении системы ведения рейтингов по направлениям деятельности субъектов предпринимательства.
Создав рабочую группу, в состав которой вошли представители Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций, Торгово-промышленной палаты, Агентства по развитию предпринимательства, Министерства юстиции, Министерства финансов, Госкомстата, Государственного налогового комитета, Акселератором был разработан проект нормативно-правового акта, внедряющий систему ведения рейтинга, а также его методология.
Рейтинговая оценка в 2021 году будет осуществляться в тестовом режиме после разработки информационной системы, начиная с 2022 года в полном объеме, а результаты рейтинговой оценки ежегодно подлежат критическому обсуждению отраслевыми министерствами и ведомствами с дальнейшей подготовкой обоснованных предложений по их улучшению.
Агентство по защите прав потребителей при Антимонопольном комитете Республики Узбекистан определено координатором рейтинга, а Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций - Оператором сбора и обработки данных.
Рейтинг будет формироваться на постоянной основе и размещаться в общедоступном виде на специально созданном для рейтинга веб-сайте с ежемесячным обновлением.
Также будет доступно общественное голосование зарегистрированным пользователям, при этом результаты будут отражаться онлайн и отображаться в среднем значении набранных баллов.
По каждому набору из указанных в следующей таблице данных присваивается от 1 до 5 баллов, исходя из степени соблюдения указанного требования, также существует средняя оценка предприятия.
К источникам сбора информации относятся сведения портала открытых данных, Единого государственного регистра предприятий и организаций, автоматизированных систем Государственного налогового комитета, Государственного комитета по статистике, Министерства Юстиции, Торгово-промышленной палаты, а также поступившие обращения в Агентство по защите прав потребителей.
В дальнейшем, после интеграции систем, планируется охватить все юридические лица для участия в рейтинге, что поможет повысить качество товаров и услуг, а также предоставить субъектам предпринимательства возможность оценивать риски дальнейшего делового партнёрства путем получения информации, предоставляемой рейтингом.
Служба по связям с общественностью ЦЭИР