CENTER FOR ECONOMIC RESEARCH

Стимулирование промышленной кооперации между деловыми кругами ШОС позволит им оптимизировать глобальные цепочки поставок

В глобально интегрированном мире стремление к получению максимального экономического эффекта привело к концентрации производства в развивающихся странах. Однако, с началом пандемии коронавируса и ее распространением по всему миру, необходимость распределения рисков в цепочках поставок для обеспечения устойчивого развития производства приобрела особую актуальность.

В ряде развитых стран переосмысливаются подходы к международному аутсорсингу производства с тем, чтобы избежать будущих проблем с повышением неустойчивости цепочек поставок.

В сложившихся условиях особую актуальность приобретает активизация межгосударственного сотрудничества предпринимателей в рамках региональных организаций, таких например, как ШОС. Это позволит странам-участницам снизить негативные последствия от пандемии коронавируса и обеспечить устойчивые кооперационные связи для производства конкурентоспособной продукции c высокой добавленной стоимостью.

Прокомментировать актуальность разработки Программы стимулирования промышленной кооперации между деловыми кругами стран-участниц ШОС мы попросили главного научного сотрудника Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан, доктора экономических наук Дмитрия Тростянского.

Глобальные цепочки создания стоимости позволяют вместо торговли товарами обмениваться их компонентами и таким образом страны используют свои конкурентные преимущества.

От подобной специализации выиграли многие развивающиеся экономики, которые смогли интегрироваться в глобальную экономическую систему, что позволило им получить доступ к трансферу передовых технологий и обеспечить рост производительности труда.

Поскольку, в настоящее время практически все страны мира в той или иной мере включены в глобальные цепочки поставок, то пандемия коронавируса через эти цепочки влияет на всю мировую экономику. Особенно сильной трансформации подвергся мировой рынок инвестиций.

МВФ сообщил об оттоке капитала в объеме 83 миллиардов долларов с развивающихся рынков. Несмотря на то, что прямые иностранные инвестиции обычно считаются менее волатильными, влияние COVID-19 на них оказалось значительным. ЮНКТАД оценивает сокращение глобальных прямых иностранных инвестиций на 30-40% за период 2020-2021 годов на основе последних изменений в доходах основных транснациональных корпораций.

Таким образом, следует ожидать, что последствия от коллапса спроса и производства во многих промышленно развитых странах и оттоке капитала и инвестиций из развивающихся стран будет иметь гораздо более продолжительные последствия для мирового производства, чем временные сбои в цепочке поставок, вызванные COVID- 19.

Существенная трансформация международных цепочек поставок сопряжена с риском дальнейшего уменьшения диверсификации поставщиков в мировой экономике и сокращения возможностей для развивающихся стран, получать выгоды от потоков капитала, связанных с глобальными цепочками поставок, и доступа к международным рынкам, человеческому капиталу и технологиям.

Такое развитие событий почти наверняка нанесет значительный ущерб по индустриализации в развивающихся странах, и будет препятствовать социально-экономическому прогрессу, наблюдаемому в них за последние годы.

Исторически сложившиеся хозяйственные связи государств-участников ШОС предполагают, как дальнейшее поддержание производственных связей между ними, так и усиление кооперации их бизнес структур, в целях поиска новых форм совместного использования, как сырьевых ресурсов, так и продуктов средних и высоких уровней.

Стимулом для активизации данного процесса послужит тот факт, что за последние годы все страны ШОС предпринимают усилия по формированию национального ресурсного потенциала для последующего ускоренного развития инновационных и высокотехнологичных производств.

В рамках саммита глав правительств стран-участниц ШОС 2 ноября 2019 года была принята Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества до 2035 года. В ней были определены первоочередные задачи сотрудничества государств в различных областях, в том числе в промышленной и инвестиционной сферах. Для установления прямых контактов между предпринимателями и активизацией процесса создания новых совместных предприятий предусматривается организации взаимных визитов деловых кругов в рамках мероприятий, проводимых с привлечением Делового совета ШОС.

Кроме того, предусматривается налаживание обмена опытом в области разработки мер, направленных на качественное улучшение инвестиционного климата и создания благоприятной предпринимательской среды, формированию условий для эффективной кооперации и интеграции малых и средних предприятий стран-участниц ШОС в глобальных стоимостных цепочках с высокой долей добавленной стоимости.

В настоящее время проекты сотрудничества в промышленной сфере стран-участниц ШОС реализуются главным образом в сырьевых отраслях и производстве продукции низших переделов, а удельный вес кооперирующихся в рамках организации предприятий, способных производить продукцию с высокой добавленной стоимостью, остается низким.

В этой связи особую актуальность приобретает разработка Программы стимулирования промышленной кооперации между деловыми кругами стран-участниц ШОС. Кооперационный эффект краткосрочного характера предполагает поставку технологического оборудования для реализации инвестиционных проектов, а долгосрочного характера – реализацию инвестиционных проектов, формирующих устойчивые связи между предприятиями стран-участниц ШОС на кластерной основе.

В этой связи, заслуживает внимания опыт стран ЕС по стимулированию развития кластеров, а также их сотрудничества в условиях интернационализации бизнес-процессов.

Данный опыт свидетельствует, что государствам не обязательно инициировать создание кластеров, а необходимо всячески способствовать формированию благоприятных условий, посредством эффективной налоговой, бюджетной, кредитной, таможенной политики, а также через создание научно-исследовательских центров, университетов, транспортной и энергетической инфраструктуры и т.д.

Все это упрощает интеграцию бизнес-процессов и кооперацию производств. Кластерный подход организации производства, межстрановая кооперация кластеров может быть использован как один из инструментов формирования скоординированной, а впоследствии, согласованной промышленной политики стран-участниц ШОС.

Реализация программы по стимулированию промышленной кооперации между деловыми кругами потребует системы координации ее поддержки, в результате деятельности которой будут вырабатываться рекомендации для стран-участниц ШОС по проведению согласованной политики.

Именно для этих целей и Президентом Узбекистана и предложено разработать Программу стимулирования промышленной кооперации между деловыми кругами ШОС, которая позволит им оптимизировать свою деятельность путем минимизации издержек, сокращения запасов и повышения эффективности использования активов. Все это, в конечном итоге, позволит предпринимательским структурам ШОС успешно конкурировать на внешних рынках и наполнить внутренний рынок высококачественной продукцией с высокой добавленной стоимостью.

Доктор экономических наук,

Главный научный сотрудник ИСМИ

при Президенте Республики Узбекистан

Дмитрий Тростянский

...