CENTER FOR ECONOMIC RESEARCH

Антимонопольный комплаенс

Что такое антимонопольный комплаенс? Понятие комплаенс означает обеспечение уважения и соблюдения закона. В сфере конкуренции это означает применение инструментов, способствующих соблюдению правил конкуренции и бизнесом, и государственными органами.

В Постановлении Президента Республики Узбекистан от 24 января 2019 года № ПП-4126 «Об организации деятельности Антимонопольного комитета Республики Узбекистан» предусмотрено поручение по разработке и внедрению упреждающих инструментов по защите конкуренции, в т. ч. механизма антимонопольного комплаенса — системы обеспечения соответствия требованиям законодательства о конкуренции внутри хозяйствующих субъектов, в первую очередь, занимающих доминирующее положение на товарных и финансовых рынках.

Понятие антимонопольного комплаенса в Законе Республики Узбекистан «О конкуренции» не приводится, хотя в нем имеются нормы, предусматривающие контроль со стороны антимонопольного органа и общественных объединений за соблюдением хозяйствующего субъекта антимонопольного законодательства.

В отличие от существующей в Республике Узбекистан системы контроля со стороны антимонопольного органа и общественных объединений за соблюдением хозяйствующим субъектом антимонопольного законодательства, антимонопольный комплаенс предусматривает внутреннюю систему и деятельность хозяйствующих организаций по соблюдению антимонопольных правил.

В этой связи в настоящее время Антимонопольным комитетом подготовлены предложения по внесению соответствующих изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О конкуренции».

Почему антимонопольный комплаенс важен для бизнеса? Как крупные, так и мелкие компании, а также государственные органы несут ответственность за соблюдение правил конкуренции. Компании должны знать о рисках нарушения правил конкуренции и о том, как разработать стратегию соответствия, которая наилучшим образом соответствует их потребностям. Эффективная стратегия соблюдения требований антимонопольного законодательства позволяет компании минимизировать риск причастности к нарушениям законодательства о конкуренции и издержки, связанные с антиконкурентным поведением.

Антиконкурентные действия

Отношения в области конкуренции на товарных и финансовых рынках регулируются Законом Республики Узбекистан «О конкуренции», который был принят в 2011 году.

В соответствии с данным законом, антиконкурентные действия — это запрещенные законодательством о конкуренции действия хозяйствующих субъектов, а также действия (бездействие) органов государственного управления, органов государственной власти на местах и их должностных лиц, направленные на ограничение конкуренции.

Государственную политику в области конкуренции, направленную на ограничение и пресечение антиконкурентных действий, недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов и недопущение неправомерных действий государственных органов осуществляет Антимонопольный комитет Республики Узбекистан.

Распространенный в мире инструмент

Антимонопольные органы во всем мире разделяют общее стремление компаний соблюдать антимонопольное законодательство и, исходя из этого, используют ряд подходов для поощрения такого соблюдения. Власти ряда ключевых антимонопольных юрисдикций предоставляют руководство (часто очень подробное) о том, как компании могут обеспечить соблюдение антимонопольного законодательства. Некоторые антимонопольные органы идут еще дальше, предоставляя шаблон или структуру для антимонопольной программы соответствия.

Например, Австралия (которая предоставляет четыре дифференцированных шаблона), Канада, Япония, и Нидерланды. А в некоторых странах антимонопольные органы готовы одобрить или сертифицировать определенные критерии антимонопольной программы (Бразилия, Корея).

В США наличие добровольно внедренного антимонопольного комплаенса учитывается как смягчающее обстоятельство при назначении наказания.

Корейская комиссия по справедливой торговле поощряет применение антимонопольного комплаенса, признавая, что профилактика так же важна, как и принуждение, поскольку она снижает общественные расходы.

Процесс внедрения антимонопольного комплаенса также активно осуществляется в Российской Федерации.

Многие страны признают, что руководство по соблюдению антимонопольного законодательства будет отличаться в зависимости от размера, сложности и профиля риска компании. В частности, Канада предоставляет рекомендации, ориентированные на малые и средние предприятия.

Некоторые антимонопольные органы тратят значительные усилия и ресурсы на пропаганду для того, чтобы изменить социальные и бизнес-нормы для повышения культуры соблюдения антимонопольного законодательства (Бразилия).

В ряде юрисдикций от компаний могут потребовать принять обязательство выполнять комплаенс-программу по соблюдению антимонопольного законодательства (Канада, Южная Африка).

В Японии Институт справедливой торговли (филиал антимонопольного органа) разработал примерную программу антимонопольного комплаенса, а также помогает компаниям создавать и реализовывать программы соблюдения антимонопольного законодательства.

В Австралии антимонопольный комплаенс, разработанный Австралийской комиссией по конкуренции и защите прав потребителей, считается важным компонентом интегрированного набора инструментов антимонопольного законодательства.

Вместе с тем, некоторые антимонопольные органы признают, что инициативные программы по соблюдению антимонопольного законодательства являются полезными с точки зрения сокращения усилий по правоприменению, тем самым сокращая избыточное государственное регулирование.

Актуальность применения в Узбекистане

Ввиду постоянно развивающейся и расширяющейся глобальной антимонопольной системы предприятиям необходимо быть в курсе вопросов, которые могут создавать антимонопольные риски в процессе их деятельности. В этой связи компаниям настоятельно рекомендуется иметь надежную и предварительную (ex ante) комплаенс-программу, чтобы решить многочисленные потенциальные проблемы в контексте законодательства о конкуренции.

Необходимость разработки и внедрения антимонопольного комплаенса в Узбекистане обусловлена тем, что за последние 5 лет было:

  • выявлено свыше 5 000 антиконкурентных действий, из которых 70% приходятся на государственные органы и хозяйствующие субъекты с участием государства;
  • выявлено примерно 1 400 нарушений законодательства при проведении госзакупок и тендеров;
  • возмещенный ущерб от злоупотреблений доминирующим положением составил более 260 млрд. сумов.

В связи с этим, исходя из важности и роли антимонопольного комплаенса в развитии конкуренции, предлагается следующее:

  1. Внедрить антимонопольный комплаенс для хозяйствующих субъектов, определив при этом:

- критерии хозяйствующих субъектов, обязанных внедрить антимонопольный комплаенс;

- дату внедрения обязательной системы антимонопольного комплаенса;

- необходимость назначения сотрудника хозяйствующего субъекта, который является ответственным по внедрению антимонопольного комплаенса.

  1. Разработать порядок организации и функционирования системы антимонопольного комплаенса в органах государственного управления, органах государственной власти на местах.
  2. Необходима разработка антимонопольным органом примерных образцов антимонопольного комплаенса, исходя из специфики и организационно-правовой формы хозяйствующих субъектов с целью управления рисками, связанными с антимонопольным законодательством.

Внедрение антимонопольного комплаенса в хозяйствующих субъектах и государственных органах способствует:

- сокращению количества нарушений хозяйствующими субъектами и государственными органами законодательства о конкуренции;

- сокращению нагрузки на антимонопольный орган за счет увеличения количества субъектов, соблюдающих законодательство о конкуренции;

- совершенствованию корпоративной культуры;

- минимизации антимонопольных и репутационных рисков;

- снижению периодичности или вероятности проведения плановых антимонопольных проверок.

Мухаммад Бабаджанов, ЦЭИР Экономическое обозрение №2 (242) 2020

...
Леонид Полищук, заместитель директора Центра IRIS Университета штата Мэриленд, США

"ЦЭИР является "общим (коллективным) ресурсом" для доноров и международных организаций в Узбекистане. Центр удерживает лидерство среди местных институтов, занимающихся анализом государственной политики. ЦЭИР достиг организационной зрелости, аккумулировал ценные активы, среди которых особую важность занимают потенциал, опыт, репутация и доверие партнеров, достаточно эффективные информационные и коммуникационные каналы, профессиональная команда аналитиков, а также знания и опыт в области управления исследовательскими проектами."