CENTER FOR ECONOMIC RESEARCH

Исследование Центра экономических исследований и реформ — инвестиционная активность регионов Узбекистана

Центром экономических исследований и реформ (ЦЭИР) проведено исследование инвестиционной активности и эффективности использования инвестиций в регионах Узбекистана.

Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах предусмотрено повышение конкурентоспособности национальной экономики за счет углубления структурных преобразований, модернизации и диверсификации ее ведущих отраслей.

Важным инструментом достижения этой цели является проведение активной инвестиционной политики, направленной на модернизацию, техническое и технологическое обновление производства, реализацию проектов производственной, транспортно-коммуникационной и социальной инфраструктуры, обеспечивающей опережающее развитие высокотехнологичных обрабатывающих отраслей, прежде всего, по производству готовой продукции с высокой добавленной стоимостью на базе глубокой переработки местных сырьевых ресурсов.

Основными задачами инвестиционной политики являются совершенствование инвестиционного климата, активное привлечение в отрасли экономики регионов страны инвестиций, прежде всего, прямых иностранных инвестиций, для освоения выпуска принципиально новых видов продукции на основе современных технологий и обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров на внешних и внутренних рынках.

Инвестиционные тренды 2017-2019

В течение последних трех лет за счет всех источников финансирования было освоено 392,3 трлн. сум. (экв. 51,7 млрд. долл.). Если по итогам 2017 года доля инвестиций в ВВП составляла 23,9%, то в 2019 году она выросла до 38,3%. При этом 65% освоенных капитальных вложений были направлены на промышленные и инфраструктурные проекты. Из общего объема инвестиций 66,2% профинансированы за счет внутренних инвестиций, а 33,8% — за счет внешних, в том числе 21,3% — за счет прямых иностранных.

Особое значение для структурной перестройки экономики, модернизации промышленности, повышения доли продукции с высокой добавленной стоимостью и ее конкурентоспособности имеет привлечение прямых иностранных инвестиций.

В 2019 году общий объем прямых иностранных инвестиций (далее — ПИИ) в регионы, по сравнению с предыдущими годами, значительно увеличился и составил 4,2 млрд. долл. США. Сумма привлеченных ПИИ в 2017 и 2018 годах была зафиксирована, соответственно, на отметках 2,3 и 1,1 млрд. долл.

Анализ инвестиционной деятельности в регионах показал, что за последние три года активность районов и городов страны по привлечению ПИИ значительно выросла. Если в 2017 году из 203 районов и городов привлекали ПИИ всего 83 территориальных подразделения, то по итогам 2019 года привлечение ПИИ было осуществлено в 195 из них. Объем привлечения ПИИ в разрезе районов и городов областей республики разнится в зависимости от сложившихся условий и предоставляемых возможностей для инвесторов.

Во всех регионах, кроме Бухарской области, отмечается рост освоения ПИИ, который выше всего в Сурхандарьинской (в 76,2 раза), Хорезмской (в 46 раз), Сырдарьинской (в 31,3 раза) и Ташкентской (в 20,7 раза) областях (см. рис.1).

Примечательно, что в 2017 году на Бухарскую область пришлись 65% ПИИ, на Кашкадарьинскую — 13,6% и г. Ташкент — 16,3%. В 2019 году значительно увеличилась доля Сурхандарьинской (+16 п.п.), Ташкентской (+10 п.п.), Ферганской (+5 п.п), Сырдарьинской (+ 5 п.п.) областей и г. Ташкента (см. рис. 2). В Самаркандской, Хорезмской, Наманганской, Навоийской областях и Республике Каракалпакстан она остается на низком уровне.

Как показывает анализ освоения ПИИ за последние три года, отраслевая структура освоения ПИИ регионами значительно диверсифицировалась (см. рис. 3). В отраслевой структуре ПИИ в разрезе регионов за 2017-2019 гг. значительный переток ПИИ в секторы промышленности, по сравнению с другими отраслями, отмечен в Наманганской (с 0% в 2017 году до 73% в 2019 году), Сурхандарьинской (с 17% в 2017 году до 57% в 2019 году), Сырдарьинской (с 28% в 2017 году до 90% в 2019 году), Хорезмской (с 25% в 2017 году до 89% в 2019 году), Ферганской (с 50% в 2017 году до 80% в 2019 году) областях и г. Ташкенте (с 35% в 2017 году до 62% в 2019 году).

Анализ инвестиционной активности регионов за 2017-2019 годы показал, что в группу топ-10 регионов с самыми высокими показателями по привлечению ПИИ на душу населения входят следующие: Байсунский район Сурхандарьинской области (39,6 млн. сум.), г. Ахангаран Ташкентской области (35,8 млн. сум.), Нишанский район Кашкадарьинской области (25,3 млн. сум.), Зафарабадский район Джизакской области (14,5 млн. сум.), Яккасарайский район города Ташкента (14,4 млн. сум.), Шайхантахурский район города Ташкента (8,2 млн. сум.), г. Ширин Сырдарьинской области (7,2 млн. сум.), Караулбазарский район Бухарской области (6,8 млн. сум.), Алатский район Бухарской области (6,6 млн. сум.) и Сардобинский район Сырдарьинской области (5,4 млн. сум.).

К группе районов и городов с самыми низкими показателями по привлечению ПИИ на душу населения относятся Амударьинский (0,9 тыс. сум.), Элликкалинский (2,7 тыс. сум.), Турткульский (3,9 тыс. сум.) и Берунийский (6,5 тыс. сум.) районы Республики Каракалпакстан, Бувайдинский район Ферганской области (7,9 тыс. сум.).

Дифференциация между максимальными и минимальными значениями по привлечению ПИИ на душу населения районов и городов очень большая и доходит до 10 тыс. раз.

Одной из главных причин этого разрыва в привлечении ПИИ является зависимость привлекательности районов и городов для внешних инвесторов от имеющегося природно-ресурсного потенциала, развитости производственной инфраструктуры и промышленности, а также созданных в регионах СЭЗ (СИЭЗ) и МПЗ, о чем свидетельствуют лидеры топа регионов.

В частности, в Байсунском районе Сурхандарьинской области создана СЭЗ «Байсун-фарм», в г. Ахангаран Ташкентской области функционирует цементный завод, также на территории промышленной зоны «Ахангаран» функционируют завод по производству шифера, арматурный завод и много других производственных объектов с форме совместных предприятий (СП) и иностранных предприятий (ИП). Основными причинами малого объема привлеченных ПИИ в других районах и городах являются низкий уровень развитости производственной инфраструктуры, природных ресурсов, отдаленность от производственных центров и т.д.

Оценка эффективности инвестиций на основе ICOR

Однако сам факт объема привлеченных ПИИ в регионах еще не отражает их эффективного размещения и использования, как и результативности влияния ПИИ на экономический рост в этих районах и городах. Для оценки эффективности привлечения ПИИ в регионы проведена оценка коэффициента ICOR (предельный коэффициент капиталоотдачи).

Оценка показывает, что в Узбекистане за 2017-2019 гг. коэффициент ICOR возрос с 0,89 в 2017 г. до 1,31 в 2019 г., то есть в динамике эффективность ПИИ падает. Одной из причин повышения коэффициента ICOR за этот период является то, что среднее значение темпов экономического роста за этот же период (6,2%) имеет тенденцию снижения.

В региональном разрезе значения ICOR по ПИИ являются более изменчивыми в соотношении с республиканским показателем, и в 2019 году данный показатель варьировался от 0,32 до 10,82.

В некоторых регионах использование ПИИ было более эффективным, чем по республике в целом. В частности, в 7 регионах коэффициент ICOR ниже среднереспубликанского уровня. В Навоийской (0,32), Наманганской (0,60), Андижанской (0,68) областях и в Республике Каракалпакстан (0,65) эффективность использования ПИИ высокая. Вместе с тем, в Кашкадарьинской (10,82), Сырдарьинской (5,69) и Сурхандарьинской областях эффективность использования ПИИ намного ниже республиканского уровня.

В 2019 году коэффициент ICOR по ПИИ в регионах так же, как и в республике в целом увеличивается по отношению к 2017 году, за исключением Бухарской и Навоийской областей, где данный показатель снижается на 17,8 и 0,1 пункта, соответственно.

В Бухарской области причиной спада является то, что в 2017 году в этот регион было привлечено большое количество ПИИ — около 50,6% от всех ПИИ по республике. В остальных регионах коэффициент ICOR по ПИИ в 2019 году по отношению к 2017 году увеличивается. В частности, в Кашкадарьинской области данный показатель увеличился на 8,7 пункта, Сырдарьинской области — на 5,8, Сурхандарьинской — на 4,3, Ферганской — на 2,0 и на 1,6 — в Ташкентской. Это говорит о том, что в 2019 году привлеченные ПИИ стали менее эффективными, чем в 2017 году.

Анализ эффективности привлечения ПИИ в районах и городах Узбекистана посредством оценки коэффициента ICOR показал, что в некоторых регионах с самыми высокими показателями по привлечению ПИИ на душу населения коэффициенты ICOR имеют очень высокие значения, в частности, это Байсунский (значение коэффициента ICOR по ПИИ = 32,08), Алатский (85,09) и Нишанский (3,28) районы, что свидетельствует о малоэффективном использовании инвестиционных ресурсов. Причины этого могут крыться в направлении ПИИ в капиталоемкие производства в этих регионах, где отдача от инвестиций на экономический рост низкая.

В таких регионах, как г. Ахангаран (0,78), Яккасарайский (1,16), Шайхантахурский (0,77) и Караулбазарский (0,24) районы, значения коэффициентов ICOR свидетельствуют о более эффективном использовании ПИИ и их вкладе в экономический рост.

Оценки коэффициентов ICOR по ПИИ в Зафарабадском, Сардобинском районах и г. Ширин позволяют делать вывод, что привлечение ПИИ в этих регионах не дало никакого эффекта на рост экономики, хотя они вхожи в группу топ-10 с самыми высокими показателями по привлечению ПИИ на душу населения в стране.

В районах и городах с самыми низкими показателями по привлечению ПИИ на душу населения, в частности, Амударьинском (0,01), Элликкалинском (0,01), Турткульском (0,01), Берунийском (0,42) и Бувайдинском (1,11), коэффициенты ICOR свидетельствуют об эффективности ПИИ, что маловероятно. Росту экономики в этих регионах, скорее всего, поспособствовали другие факторы экономического роста, нежели привлеченные ПИИ.

Анализ воздействия ПИИ на основе квантильной регрессии

Вместе с тем, для анализа воздействия прямых иностранных инвестиций на экономический рост на региональном уровне (на уровне районов и городов) применена модель, построенная на основе квантильной регрессии, которая использует панельные данные. В модели применялись панельные данные за период 2017-2019 гг. по 203 районам и городам Узбекистана.

Результаты оценки модели показали, что рост ПИИ на 1% увеличивает объем совокупного производства отраслей (промышленность, сельское хозяйство, услуги) в среднем на 0,06%, в то время как увеличение занятости населения на 1% обеспечивает рост производства на 0,86% (см. табл. 1).

Таблица 1. Результаты квантильной регрессии

Переменные

Ln (Output)

Ln (Output)

Ln (Output)

Ln (Output)

 

20-й квантиль

Медиан

80-й квантиль

Разница между 20 и 80 квантилями

Ln (FDI)

0,038***

(0,012)

0,065***

(0,014)

0,117***

(0,021)

0,07***

(0,021)

Ln (Employment)

1,002***

(0,047)

0,861***

(0,054)

0,841***

(0,081)

-0,16***

(0,092)

Количество наблюдений

357

357

357

357

ПсевдоR-квадрат

0,40

0,30

0,30

0,20 квантиля  0,40

0,80 квантиля  0,30

Источник: расчеты авторов на основе данных Госкомстата Республики Узбекистан

Примечание: *p < 0,10, **p < 0,05, ***p < 0,01. Ln (Output логарифмическое значение объема производства отраслей; Ln (FDI)  логарифмическое значение ПИИ и кредитов; Ln (Employment логарифмическое значение занятости.

Модель показывает, что эластичность совокупного производства отраслей по отношению к ПИИ очень низкая. Для наилучшего изучения влияния ПИИ на производство объем производства был разделен на квантили: 20-й квантиль, 50-й квантиль и 80-й квантиль (см. табл. 2).

Таблица 2. Распределение производства по квантилям

Полученные результаты показывают, что увеличение ПИИ на 1% в регионах, где производство ниже среднего (20-й квантиль), обеспечивает рост производства в этих регионах примерно на 0,04%. Соответственно, увеличение занятости на 1% в данном квантиле обеспечивает рост производства на величину более чем 1%. Необходимо отметить, что в 2019 году в группу регионов самого низкого, 20-го квантиля вошли 7 городов и 25 районов, объем производства которых варьируется в пределах 0,3-1 трлн. сумов.

При изучении влияния ПИИ на совокупное производство отраслей было отмечено, что 1% роста ПИИ заметно увеличил производство в 50-м и 80-м квантилях и составил 0,065% и 0,11%, соответственно (см. табл. 3).

Вместе с тем, в регионах с развитым уровнем производства (80-й квантиль) рост занятости на 1% обеспечивает рост производства на 0,84%. В 2019 году в самый высокий, 80-й квантиль входит группа из 3 городов и 5 районов с совокупными объемами производства от 11,9 до 22,8 трлн. сумов.

На объем производства в районах большой вклад оказывало сельское хозяйство, и его влияние на производство составило 0,64%. Влияние отраслей промышленности и сферы услуг в районах на производство было более низким, 0,21% и 0,14%, соответственно.

В целом, результаты регрессии по квантилям показывают, что в 20-м квантиле, где производство низкое, влияние ПИИ на производство соответственно низкое, в то время как в 80-м квантиле, где производство высокое, влияние ПИИ на производство также выше. То есть при привлечении ПИИ в регионы, которые расположены в 80-м квантиле, производство будет расти на 0,079% выше, чем ПИИ, направленные в регионы в 20-м квантиле. Тем временем, увеличение занятости в 20-м квантиле обеспечивает рост объема производства больше, чем повышение занятости в регионах, расположенных в 80-м квантиле.

Причины низкой эластичности ПИИ в 20-м квантиле могут крыться в таких факторах, как масштаб экономики этих регионов. На это, в частности, влияют вовлечение ПИИ в низкорентабельные производства, недостаток природных ресурсов, дешевизна рабочей силы и, соответственно, низкая производительность труда.

Заключение

Результаты анализа инвестиционной активности регионов Узбекистана показали, что за последние годы активность регионов по привлечению ПИИ имеет определенную тенденцию роста. Однако достигнутый уровень является недостаточным относительно имеющихся у регионов потенциальных возможностей. Вместе с тем, оценка эффективности привлеченных ПИИ регионами показала низкий уровень отдачи.

Следовательно, для обеспечения роста притока ПИИ в экономику регионов и повышения их эффективности на перспективу необходима реализация следующих мер.

  1. Разработать и принять среднесрочные и долгосрочные стратегии развития секторов их экономики с акцентом на имеющийся у них потенциал факторов роста.
  2. Внедрение системы ежегодной оценки национального рейтинга инвестиционного климата регионов Узбекистана.
  3. Повышение кадрового потенциала, непосредственно занимающегося вопросами инвестиционной политики регионов.

Хуршед Асадов, Руслан Абдуллаев, ЦЭИР

Экономическое обозрение №11 (250) 2020

...