CENTER FOR ECONOMIC RESEARCH

Урегулирование разрешений

О совершенствовании института лицензирования и выдачи разрешений

Государственное регулирование экономики по адресности разделяется на прямые (осуществление контроля и непосредственное управление) и косвенные методы (монетарная и фискальная политика). Институт лицензирования является одним из прямых методов государственного регулирования и административно-правовым институтом, а также имеет гражданско-правовую природу. В зарубежной практике лицензирование также является элементом внешнеэкономической деятельности, который предусматривает выдачу разрешения на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени (т.е. является частью процесса квотирования).

Экономическое влияние лицензий

С экономической точки зрения, лицензирование производства продукции и оказания услуг способствует удорожанию себестоимости из-за дополнительных расходов, тем самым повышая цены. Например, либертарианцы, в частности Милтон Фридман, часто критикуют агентства, выдающие лицензии, за создание барьеров для доступа на рынок специалистов, которые могут не располагать ресурсами для получения необходимой лицензии. Согласно Фридману, лицензии и разрешения стали настолько обременительными из-за законодательства, которое благоприятствует уровню жизни богатого населения, что они ведут к росту цен для потребителей среднего уровня жизни.

Государственное регулирование экономики посредством лицензирования предоставляет возможность получать больше прибыли предприятиям, имеющим лицензии, в отличие от предприятий, их не имеющих, по сути, создавая для первых преференциальный режим. В этом случае часть прибыли предприятий, имеющих лицензии, можно рассматривать в качестве рентного дохода, который также отражается на цене продукции. При этом появляется потенциальный риск разделения данной прибыли предприятия с чиновниками, которые получают платежи при выдаче лицензий.

А.Сайн, А.Гиллис и Э.Уоткинс в докладе «12 маркеров коррупции при выдаче лицензий и контрактов в добывающем секторе» утверждают, что коррупция при выдаче лицензий и контрактов в добывающей отрасли:

  • может отрицательно сказаться на целостности и эффективности основных государственных институтов, снижая их способность управлять сектором в целом;
  • может отпугнуть осторожных инвесторов, не желающих, чтобы их имя ассоциировалось со скандалами.

Дополнительными примерами появления аналогичной ситуации могут служить лицензии на спиртные напитки, разрешения на ввоз продукции и другие.

Лицензирование в Узбекистане

Отношения, связанные с лицензированием, регулируются Законом Республики Узбекистан «О лицензировании отдельных видов деятельности», который был принят в 2000 году. В соответствии с данным законом, лицензия – это разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому или физическому лицу. Действие данного закона не распространяется на отношения, возникающие:

  • при лицензировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг);
  • при использовании объектов интеллектуальной собственности;
  • по договору комплексной предпринимательской лицензии (договору о франшизинге).

Виды деятельности, которые потенциально носят риск нанесения ущерба правам и законным интересам граждан, здоровью граждан и общественной безопасности, а также виды деятельности, регулирование которых не может осуществляться иными методами, законом определены в качестве лицензируемых видов деятельности.

Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 12 мая 2001 года № 222-II утвержден перечень 61 вида деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. Для предоставления интерактивных услуг в сфере лицензирования и разрешительных процедур, а также в целях предоставления удобств соискателям лицензии, в 2017 году был запущен портал license.gov.uz – комплекс информационных систем «Лицензия». Портал является единой точкой доступа автоматизации оформления лицензий и разрешений в электронном виде.

Разрешительные процедуры

Отношения в области разрешительных процедур в сфере предпринимательской деятельности регулируются Законом Республики Узбекистан «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности».

В соответствии с Законом Республики Узбекистан «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности», разрешительные требования и условия – это совокупность установленных законодательством требований и условий, выполнение которых субъектом предпринимательства обязательно при совершении действия и (или) осуществлении определенной деятельности на основании документа разрешительного характера.

Примечательно, что в законодательстве не существует конкретных критериев, отличающих отнесения определенного вида деятельности к лицензируемым видам деятельности или к деятельности, на осуществлении которых требуются разрешение.

Например, к деятельности, для совершения которой необходимо прохождение разрешительных процедур, могут быть отнесены деятельность субъектов предпринимательства, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам и законным интересам субъектов предпринимательства, жизни и здоровью граждан, общественной безопасности и вреда окружающей среде, регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме разрешительных процедур.

В целях совершенствования

Для дальнейшего совершенствования института лицензирования и выдачи разрешений представляется целесообразным рассмотреть следующие предложения.

  1. Отмена соответствующих подзаконных актов или их сокращение путем введения других альтернативных механизмов (страхование ответственности, уведомление, техническое регулирование).
  2. Объединение законодательных актов, регулирующих систему лицензий и разрешений, в единый нормативно-правовой акт.
  3. Запрет на введение новых видов лицензий и разрешений, не предусмотренных законом.
  4. Определить четкое различие между лицензией и разрешением.
  5. Перейти на электронную форму выдачи лицензий и разрешений.
  6. В целях создания удобств для предпринимателей создать единый портал для лицензий и разрешений.

Мухаммад Бабаджанов, ЦЭИР Экономическое обозрение №2 (242) 2020

...
Леонид Полищук, заместитель директора Центра IRIS Университета штата Мэриленд, США

"ЦЭИР является "общим (коллективным) ресурсом" для доноров и международных организаций в Узбекистане. Центр удерживает лидерство среди местных институтов, занимающихся анализом государственной политики. ЦЭИР достиг организационной зрелости, аккумулировал ценные активы, среди которых особую важность занимают потенциал, опыт, репутация и доверие партнеров, достаточно эффективные информационные и коммуникационные каналы, профессиональная команда аналитиков, а также знания и опыт в области управления исследовательскими проектами."