Акселератор социально-экономических реформ подвел первые итоги проделанной работы за 25 дней
В мероприятии приняли участие представители министерств и ведомств Узбекистана, глава правительственного акселератора ОАЭ и и более 60 официальных лиц.
Основная цель встречи - обсуждение путей мобилизации ресурсов государственных органов и организаций для быстрого и эффективного решения актуальных вопросов в сфере социально-экономического развития.
В ходе встречи была обсуждена работа, проделанная акселераторными группами, и первичные достигнутые результаты работы.
Справочно: Исходя из опыта Правительственного акселератора ОАЭ, Постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по повышению качества и роли экономических исследований в социально-экономическом развитии» № ПП-4471 от 3 октября 2019 года при Администрации Президента Республики Узбекистан создан Акселератор социально-экономических реформ.
В сентябре т.г. в формате видеоконференции состоялся запуск Акселератора социально-экономических реформ. Участниками были определены первоочередные проблемы, которые должны быть изучены в течение 100 дней заинтересованными министерствами и ведомствами в соответствие с методологией Правительственного Акселератора ОАЭ.
1-направление. Создание единой биллинговой системы коммунальных платежей
Для изучения существующих проблем при создании биллинговой системы была сформирована рабочая группа с участием представителей из более чем 10 министерств и ведомств.
Для информации: в состав рабочей группы также вошли официальные лица Управления электроснабжения и водоснабжения Дубая.
В ходе исследования выяснилось, что сегодня взаимоотношения потребителей и коммунальных услуг в стране строятся по принципу «потребитель - отдельное коммунальное предприятие», при интеграции существующих биллинговых систем ЖКХ возникают следующие проблемы:
Несоответствие данных потребителей в действующих биллинговых системах ЖКХ, из-за отсутствия единого идентификатора потребителя в биллинговых системах (например, Ахмедов Бекзод в биллинговой системе АО «Региональные электрические сети» зарегистрирован как Бегзод Ахмедов в АО «Худудгазтаминот»). Это создает препятствия интеграции существующих баз данных.
Электронный обмен данными между существующими базами данных коммунальных предприятий и системами соответствующих министерств и ведомств налажен не полностью. В результате в некоторых случаях коммунальные предприятия запрашивают у потребителей информацию о потребителях на бумаге. Это доставляет ненужные хлопоты потребителям и коммунальным предприятиям.
Изучен передовой зарубежный опыт в области создания единой биллинговой системы коммунальных платежей. В частности, был изучен опыт Управления электроэнергетики и водоснабжения Дубая на примере эмирата Дубай, система FICO Score FICO на примере США, Единые расчетные центры на примере России и Казахстана.
Мировой опыт показывает, что для оптимизации деятельности ЖКХ и повышения удовлетворенности потребителей качеством услуг необходимо переходить к принципу «потребитель — единая система ЖКХ». Единая биллинговая система услуг — это создание единой биллинговой системы для платежных процессов в республике.
В связи с вышеизложенным создание идентификатора для потребителей в существующих биллинговых системах и включение его в базу данных было определено как задача, которую необходимо решить в течение 100 дней.
В первые 25 дней реализации проекта рабочая группа завершила начальную техническую работу по установлению использования личного идентификационного номера (PIN) и кадастрового номера здания в качестве идентификаторов потребителей и начала вводить данные ППС в базы данных. В течение следующих 50 дней планируется завершить ввод данных и проверить актуальность кадастровых данных.
2-направление. Упрощение выдачи разрешений на строительство
На сегодняшний день Министерством строительства и рядом ведомствам были проделаны работы по упрощению разрешительных процессов и сокращению сроков выдачи разрешения на строительство.
В результате полный процесс получения разрешения на строительство был сокращен с 246 дней до 84 дней. При этом все процессы переведены полностью в электронный вид, чтобы сократить взаимодействие предпринимателей с лицензирующими организациями и сэкономить время на обмене документами. Этот разрешительный процесс состоит из 6 основных этапов (25 подэтапов). На каждом этапе одна или несколько организаций и агентств назначаются ответственными.
Однако на сегодняшний день существуют некоторые проблемы в процессе работы региональных организаций с указанной электронной системой. В частности, неполная интеграция, недостаточный опыт региональных организаций в работе с электронной системой и непоследовательное согласование нормативных документов.
Исходя из вышеизложенной ситуации, создана рабочая группа Акселератора, которая в течение 100 дней призвана устранить задержки, вызванные неправильной интеграцией между организациями, участвующими в процессе получения разрешений на строительство. Определены следующие задачи:
- Определить перечень правительственных решений, регулирующих процесс выдачи разрешений на строительство;
- Выявить и обобщить проблемы, возникающие в подсистемах министерств и ведомств, участвующих в реализации этих правительственных решений;
- Разработать соответствующие предложения по решению выявленных проблем;
- Подготовить проект постановления Правительства на основании предложений и внесение на утверждение в соответствующем порядке.
В настоящее время рабочей группой Акселератора изучен зарубежный опыт в области упрощения разрешительной документации на строительство. В частности, изучается система разрешений на строительство в Дубаях. Параллельно проводились онлайн-беседы со специалистами Департамента строительного надзора и разрешений на строительство муниципалитета Дубая, и рассматривалась возможность адаптации их опыта к условиям нашей страны.
Рабочая группа провела онлайн-встречу по итогам первых 25 дней реализации проекта с участием экспертов Государственного акселератора ОАЭ, ряда государственных структур, задействованных в строительной отрасли Республики Узбекистан. Каждая организация рассказала о системе, установленной в области строительства, в рамках своего мандата и о проблемах, с которыми она сталкивается. Был внесен ряд предложений по их устранению.
На встречу были также приглашены строительные компании, занимающиеся строительной деятельностью. Изучены их мнения и отзывы как потребителей государственных услуг при получении разрешений на строительство. Выявленные проблемы и предложения будут учтены в дальнейшей работе рабочей группы при подготовке предложений по внесению изменений в необходимые нормативные документы.
В течение оставшихся 50 дней, группа Акселератора по упрощению разрешений на строительство планирует внести предложения по устранению проблем, выявленных во всех документах, регулирующих разрешение на строительство и этапы разрешительного процесса, а также подготовить проект решения о внесении изменений в необходимые документы.
3-направление. Разработка генеральных планов городов
Группой акселератора было принято решение о пересмотре норм и требований Инструкции «О составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации о планировании развития и застройке территорий (ШНК 1.03.02–04*).
Для решения указанного вопроса, были привлечены представители Министерства строительства, Министерства экономического развития и сокращения бедности, Министерства энергетики, Министерства жилищно-коммунального обслуживания, ГУП “УзшаҳарсозликЛИТИ”, Институт «ТошкентбошпланЛИТИ», ООО “Қишлоққурилишлойиҳа” и Агентства кадастра при Государственном налоговом комитете.
В настоящее время, группой акселератора разрабатываются предложения по внесению изменений и дополнений в ШНК 1.03.02–04*, в частности:
а) касательно сбора исходных данных о текущем состоянии территории для разработки градостроительной документации – упрощение сбора первичных данных местными хокимиятами по каждому району, городу и сельскому (аульному) поселению путем создания базы данных на сайте хокимията;
б) касательно упрощения объема работ по разработке градостроительной документации - часть состава материалов должна быть сокращена за счет упрощения установленной процедуры разработки генеральных планов;
в) касательно совершенствования процесса согласования разработанных градостроительных документов с соответствующими министерствами, ведомствами и организациями – предлагается ввести согласование в электронной форме генеральных планов городов, включенных в перечень, с соответствующими министерствами, ведомствами и организациями, утвержденных Указом Президента Республики Узбекистан от 26 апреля 2000 г. № УП-2595, а также ввести согласование градостроительных документов, разработанным по другим регионам, с Советом Министров Республики Каракалпакстан, областными хокимиятами и хокимиятом города Ташкента в течение 1 месяца;
г) касательно сокращения сроков разработки градостроительной документации – предлагается сокращение срока разработки генеральных планов с 12 до 10 месяцев после внесения заказчиком исходных данных о разработке градостроительной документации из регионов за счет сокращения представляемых материалов;
д) касательно экономии за счет эффективного использования средств, выделенных на разработку градостроительной документации – в результате сокращения представляемых материалов и сокращения срока разработки генеральных планов, планируется сократить средства, выделяемые на разработку генеральных планов с 3% до 19%.
По итогам работы группы акселератора будет подготовлен проект инструкции в новой редакции и передан в Технический совет при Министерстве строительства Республики Узбекистан для рассмотрения.
4-направление. Развитие семейного предпринимательства
Для изучения проблем в сфере развития семейного бизнеса была сформирована рабочая группа с участием представителей министерств и ведомств, местных властей, проведены пять онлайн-дискуссий и три полевых исследования.
Целью группы Акселератора по развитию семейного предпринимательство обозначено «оказать помощь 100 женщинам Букинского района, по созданию или развитию предпринимательства в течение 100 дней».
Центр экономических исследований и реформ в Букинском районе Ташкентской области провел апробацию пилотного проекта по сокращению бедности.
В результате групповых интервью и полевых исследований было обнаружено, что в некоторых случаях соискателям банковского кредита не хватало предпринимательских навыков, а иногда сельским женщинам не хватало мотивации и уверенности в себе. Для решения этой проблемы, хотя и частично, в краткосрочной перспективе были приняты следующие меры:
Во-первых, при содействии Министерства по поддержке махалли и семьи совместно с хокимиатом Букинского района был сформирован список 100 женщин из реестра «аёллар темир дафтари» (около 600 человек). Кроме того, был сформирован список всех 42 председателей махаллинских коммитетов, с целю дальнейшего изучения деловой среды для этих женщин, включенных в реетстр в каждом районе.
Во-вторых, из внесенных в реестр женщин, желающих заниматься предпринимательством, были отобраны 200 женщин, заинтересованных в формировании/развитии (семейных) предпринимательских навыков.
В-третьих, был организован тренинг для развития предпринимательских навыков и мотивации женщин в Букинском районе.
В рамках 4-го направления Акселератора социально-экономических реформ до конца 100-дневного периода планируется реализовать следующие мероприятия:
- Разработать и издать 250 комплектов брошюр и раздаточных материалов для безработных женщин, желающих открыть семейный бизнес, которые внесены в женскую тетрадь Букинского района. Эти руководства включают бизнес-мотивацию, самозанятость и возможности, предоставляемые государством в сфере предпринимательства, полезные советы по различным типам семейного бизнеса.
- Для 200 выбранных женщин организовать краткосрочные курсы профессионального обучения. Курсы будут организованы Центрами содействия трудоустройству населения и хокимиятом Букинского района в 4 районах. Согласно интересам поступающих будут организованы курсы шитья, пчеловодства, птицеводства, теплицы, животноводства и другие курсы.
- Более чем 50 женщинам, участвующим в Акселераторе, будет оказана помощь в регистрации их предприятий, составлении бизнес-плана и предоставлении льготных кредитов Народным банком, Микрокредитбанком и Агробанком.
Служба по связям с общественостью