Узбекистан обладает самодостаточной индустрией, которая представляет интерес для экономики Кыргызстана
Сегодня в Международном институте Центральной Азии (МИЦА) состоялся "круглый стол" на тему: "Узбекистан и Кыргызстан: Новые перспективы стратегического партнёрства".
Данное мероприятие стало площадкой для открытого и конструктивного обмена мнениями между экспертно-аналитическими и научно-исследовательскими сообществами Узбекистана и Кыргызстана.
На пленарном заседании с докладом выступил заместитель директора ЦЭИР М.Холмухамедов.
В своем выступлении заместитель главы ЦЭИР подчеркнул, что в последние годы торгово-экономическое сотрудничество между Узбекистаном и Кыргызстаном динамично развивается, наблюдается активная реализация неиспользованного потенциала сотрудничества в области торговли, взаимных инвестиций, расширении кооперационных связей, транспортной, энергетической и других сферах.
"Анализ Центра экономических исследований и реформ показывает, что Кыргызстан входит в первую десятку главных торгово-экономических партнёров Узбекистана и занимает 6-е место по товарообороту и 5-е место по экспорту товаров из нашей страны. На Кыргызстан приходится 2,5% общего внешнеторгового оборота и 5% общего экспорта Узбекистана", - отметил он.
По его словам, за период 2017-2022 гг. товарооборот Узбекистана с Кыргызстаном вырос в 5 раз с $253,7 млн. до $1,26 млрд, при этом экспорт вырос в 5,5 раза с $178,3 млн до $979,3 млн, импорт в 3,7 раза с $75,4 млн. до $280,7 млн. Доля Кыргызстана в общем объеме внешней торговли Узбекистана за этот период увеличилась с 1% до 2,5%, а в общем экспорте с 1,4% до 5,1%.
По итогам 2022 г., по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, товарооборот между странами вырос на 32%, экспорт на 23,6%, импорт на 73%.
При этом, по итогам 2022 г., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, экспорт текстильной продукции в Кыргызстан вырос на 29,2% с $401,1 млн до $518,0 млн, что составляет 16,4% от общего экспорта текстильной продукции. В то же время экспорт плодоовощной продукции в Кыргызстан уменьшился в 2,7 раза с $116,7 млн до $43,9 млн, при этом объем экспорта сельхозпродукции в тоннах вырос с 131,9 тыс. тонн до 154,1 тыс. тонн.
По мнению эксперта, Узбекистан обладает самодостаточной индустрией, которая представляет интерес для экономики Кыргызстана. В этом контексте в рамках совместных действий по расширению и углублению сотрудничества между Узбекистаном и Кыргызстаном большое внимание уделяется сфере промышленной кооперации. Ведется работа над выработкой новых проектов между производителями двух стран в сферах производства сельскохозяйственной техники, автомобилей и других, потенциал сотрудничества в которых огромен.
"Расширяются контакты между деловыми кругами, создаются совместные предприятия. На 1 января 2023 г. действуют 300 совместных предприятий. В Узбекистане действует 263 предприятия (в 2016-м – 49, рост в 5,3 раза) с кыргызским капиталом, из которых 128 являются совместными предприятиями, а 135 - кыргызскими. В Кыргызстане действует 70 компаний с участием резидентов Узбекистана (из них 22 совместных)", - отметил он.
При этом, в сфере инвестиций реализуется проектов более чем на 550 млн долларов, подписаны инвестиционные контракты на 300,3 млн долларов в ходе узбекско-кыргызского бизнес-форума, организованного в Бишкеке в рамках государственного визита Президента Узбекистана, укрепят инвестиционное сотрудничество между странами.
По оценкам ЦЭИР, с учетом того, что с 2017 года по 2022 год показатели торгово-экономических связей выросли в пять раз, в среднесрочной перспективе объем торговли между Узбекистаном и Кыргызстаном достигнет двух млрд. долл.
Отмечено, что предоставление упрощенного порядка въезда, в частности, для кыргызских граждан в Узбекистан создает хорошие условия жителям южных областей Кыргызстана для их транзитного перемещения, например, авиарейсом из Ферганы в Стамбул.
Говоря о реализации проекта по строительству железной дороги "Узбекистан-Кыргызстан-Китай", было отмечено, что по оценкам ЦЭИР это позволит сократить расстояние транспортировки грузов на 1500-2000 км, а строительство магистрали по комбинированному маршруту "Джалал-Абад — Макмал — Арпа — Торугарт — Кашгар" позволит дополнительно перевозить через Кыргызстан 5 млн. тонн транзитных грузов.
Сектор по связям с общественностью ЦЭИР