Обнародованы результаты исследования о влиянии пандемии на благосостояние граждан Узбекистана
12 марта 2021 г. в Ташкенте состоялось обсуждение результатов исследования, посвященного социально-экономическим последствия пандемии COVID-19 для домохозяйств по всей стране.
В мероприятии приняли участие руководители и эксперты Центра экономических исследований и реформ (ЦЭИР), Центра «Стратегия развития», представительства Всемирного банка, заинтересованных министерств и ведомств, научно-исследовательских институтов, представители международных организаций.
В ходе круглого стола участникам были представлены результаты исследования в рамках проекта «Слушая граждан Узбекистана», оценивающего влияние пандемии на социально-экономическое положение и здоровье граждан страны в период с апреля 2020 года по январь 2021 года.
С 2018 года в ходе проекта, реализуемого ЦЭИР и Центром «Стратегия развития» при содействии Всемирного банка, проводятся ежемесячные опросы с целью анализа мнений и благополучия респондентов из 4000 домохозяйств по всей стране. В опросе также принимают участие председатели 600 махаллей во всех регионах Узбекистана.
После введения первого общенационального карантина в марте 2020 года в рамках проекта также осуществляется мониторинг влияния пандемии на социально-экономическое благосостояние и здоровье граждан. С начала кризиса было проведено свыше 18 тысяч опросов среди представителей домохозяйств и 4000 опросов среди председателей махаллей.
Данные, собранные в ходе реализации проекта, учитываются при разработке государственных мер по снижению уровня бедности среди населения, смягчению социально-экономических последствий пандемии для уязвимых слоев населения, включая женщин, малоимущие семьи и безработных, а также планирования программ по восстановлению экономики Узбекистана в посткризисный период.
На основе данных проекта участники круглого стола были проинформированы о влиянии пандемии на занятость населения, трудовую миграцию и денежные переводы, положение домохозяйств, возглавляемых женщинами, увеличение неравенства между мужчинами и женщинами, а также эффективности использования различных инструментов социальной поддержки населения за прошедший год.
Согласно недавним результатам «СГУ», количество вакансий на сайтах по поиску работы, которые в основном покрывали столичный рынок труда в апреле 2020 года снизилось более чем на 54% по сравнению с предыдущим годом. В декабре их число продолжало оставаться на 20% ниже по с равнением с тем же периодом 2019 года. Вместе с тем, количество лиц, ищущих работу, возросло.
В апреле 2020 года менее половины респондентов отмечали, что кто-то из членов их семей смог продолжить работать после начала карантина. Это привело к резкому снижению трудовых доходов - основного источника благосостояния населения. Несмотря на то, что большая часть первоначальных перебоев с занятостью оказались временными, темпы ее восстановления в 2020 году были ниже докарантинных показателей, особенно среди ранее самозанятых лиц.
В ноябре 2020 года наблюдалась обеспокоенность повышением цен со стороны респондентов. Однако, к концу года ситуация стабилизировалась, возвратившись к докризисным показателям.
В связи с резким прекращением трудовой миграции за границу, десятки тысяч семей остались без поступлений от денежных переводов, от которых они традиционно зависят.
После пандемии доля домохозяйств, указывавших, что члены их семьи активно рассматривают возможность миграции за границу в будущем, упала почти до нуля. Их число все еще остается низким в 2021 году по сравнению с уровнем 2019 года. Ситуация, вероятно, останется неизменной пока не будет проведена массовая вакцинация населения и полностью сняты ограничения на поездки за границу.
Как показывает исследование, начиная с апреля 2020 года, около 5,2 миллиона человек хотя бы однажды получали экстренную помощь в той или иной форме. Большая её часть поступала в виде пособий в натуральной форме, ваучеров (68%), или единовременных денежных пособий (29%).
Cообщения о получении помощи более чем в два раза чаще встречаются среди респондентов в городских районах. В целом получателями материальной помощи становились домохозяйства с более низкими доходами.
В последние месяцы 2020 года председатели махаллей сообщали об уменьшении количества обращений граждан за получением социальной помощи. Так, количество новых заявок на пособия по уходу за ребенком для семей с детьми (в возрасте от 0 до 2 лет) снизилось в 58% махаллей в августе до 28% в январе 2021 года. Количество новых заявок на получение пособий для малоимущих семей с детьми (старше 2 лет) снизилось в 51% махаллей до 32% за тот же период.
Заявки на получение других пособий для малоимущих (не связанных конкретно с наличием детей в семье) снизились в 56% махаллей в августе до 21% в январе 2021 года. В августе обращения за помощью к другим благотворительным фондам рассматривались в 46% махаллей, их число снизилось почти до нуля в 2021 году.
По мнению экспертов, участвующих в круглом столе, снижение количества обращений граждан за экстренной и социальной помощью можно рассматривать как позитивный тренд т. к. он является одним из показателей постепенного улучшения экономического положения населения, при которой люди в меньшей степени нуждаются в такого рода поддержке.
В своем выступлении директор ЦЭИР Обид Хакимов отметил, что в послании Президент Мирзиёева к Олий Мажлису, среди прочих поставленных перед правительством задач на 2021 год, была обозначена необходимость разработать комплексную стратегию сокращения бедности и социальной защиты на основе передового международного опыта.
«В ситуации экономического кризиса, спровоцированного пандемией, работа в данном направлении приобретает неотложный характер. Данные, собранные в ходе реализации проекта «Слушая граждан Узбекистана», вносят вклад в разработку более эффективных и приближенных к реальным нуждам людей мер по сокращению бедности», - подчеркнул О. Хакимов.
В ходе мероприятия эксперты Всемирного банка также представили аудитории предварительные результаты странового диагностического исследования (СДИ). Данный документ анализирует проблемы и задачи, которые Узбекистану предстоит решить с целью снижения уровня бедности и обеспечения роста национальной экономики в ближайшие годы.
СДИ служит основой для разработки рамочной программы сотрудничества между Всемирным банком и Узбекистаном на 2022-2026 годы. В ней будут обозначены приоритетные направления для финансовой и аналитической поддержки правительству со стороны Банка.
Участники круглого стола высказали свои рекомендации касательно различных социально-экономических направлений, которые необходимо проанлизировать в рамках СДИ, чтобы в дальнейшем оказать содействие Узбекистану в их решении в ходе имплементации вышеназванной прогаммы сотрудничества.
Служба по связям с общественностью ЦЭИР