CENTER FOR ECONOMIC RESEARCH

Задачи Послания 2020 в реализации

резидент объявил 2020 год Годом развития науки, просвещения и цифровой экономики. В своей речи глава государства затронул все сферы жизни страны и дал поручения по решению конкретных задач на ближайший год. Анализ Послания, подготовленный экспертами ЦЭИР показал, что Президент Узбекистана формирует взаимодействие правительства с гражданами, основанное на открытости и готовности власти откровенно говорить о проблемах, волнующих народ.

В своем Послании глава государства сделал целый ряд важных заявлений. В частности, он откровенно поднял острые проблемы, такие как бедность и коррупция, сообщил о разработке программы «Цифровой Узбекистан-2030», не обошел стороной сотрудничество с Евразийским экономическим союзом и отдельно затронул вопрос прописки и гражданства.

Подводя итоги этого года, можно сказать, что несмотря на сложную эпидемиологическую и экономическую обстановку в условиях пандемии, задачи, поставленые в Послании удалось решить.

Конкуренция в образовании

«В целях последовательного продолжения и выведения на новый, современный уровень начатой нами работы по развитию сферы науки и просвещения, воспитания нашей молодежи личностями, обладающими глубокими знаниями, высокой культурой и духовностью, формирования конкурентоспособной экономики предлагаю объявить 2020 год в нашей стране Годом развития науки, просвещения и цифровой экономики», - было сказано Президентом в Послании.

6 ноября 2020 года вышел Указ Президента «О мерах по развитию сфер образования и воспитания, и науки в новый период развития Узбекистана», охватывающий практически все стороны образовательного процесса. По многим позициям приняты кардинальные решения, которые можно назвать революционными.

Начиная с 1 ноября 2020 года увеличивается в 1,5 раза доплата за классное руководство. Начиная с 1 января 2021 года специалистам с высшим образованием, перешедшим на работу из других регионов в бюджетные организации, расположенные в отдаленной местности, выплачивается единовременная первоначальная денежная помощь в 50-кратном размере базовой расчетной величины с ежемесячной выплатой денежной компенсаций в 2-кратном размере базовой расчетной величины за аренду жилья.

Указом предписано в срок до 1 марта 2021 года разработать Национальную учебную программу. В срок до 2022/2023 учебного года во всех общеобразовательных учреждениях будет внедрена программа «Электрон кундалик» в целях цифровизации и обеспечения прозрачности процесса оценки знаний учащихся.

Одобрено проведение эксперимента по передаче сроком на 5 лет (с правом дальнейшего продления) в доверительное управление представителям частного сектора ряда общеобразовательных учреждений Ташкента и областных центров.

Указом стимулируется здоровая конкуренция в области образования. Так, учителям, подготовившим учащихся-победителей международных предметных олимпиад, присваивается высшая квалификационная категория. Директора на вакантные должности выбираются Кенгашами народных депутатов путем проведения конкурса, на который претенденты должны представить программу повышения уровня показателей соответствующего образовательного учреждения в последующие три года, а по итогам каждого года отчитываются перед Кенгашами о ее реализации.

Начиная с 2021/2022 учебного года будет внедрена «Система профессиональной ориентации» для выбора выпускниками общеобразовательных учреждений наиболее устраивающей их профессии, а в профессиональных образовательных учреждениях вводится система дуального обучения в целях внедрения образовательных программ, ориентированных на практику.

Высшим образовательным учреждениям, стабильно занимающим одно из первых трех мест в национальном рейтинге, будет предоставлена академическая и финансовая самостоятельность в соответствии со стандартами Ассоциации европейских университетов.

Цифровой Узбекистан

«В 2020 году мы должны совершить коренной поворот в развитии цифровой экономики. В первую очередь необходимо полностью цифровизировать сферы строительства, энергетики, сельского и водного хозяйства, транспорта, геологии, кадастра, здравоохранения, образования, архивное дело. Учитывая, что в прошлом году завершились работы по подключению всех городов и районных центров к сетям высокоскоростного интернета, в ближайшие 2 года следует обеспечить такой возможностью все села и махалли. С учетом всех этих задач необходимо завершить разработку программы «Цифровой Узбекистан – 2030», - было сказано Президентом в Послании.

5 октября 2020 года вышел Указ Президента «Об утверждении Стратегии «Цифровой Узбекистан-2030» и мерах по ее эффективной реализации», уивердивший Стратегию и «Дорожную карту».

В рамках стратегии «Цифровой Узбекистан - 2030» в самых различных сферах социально-экономического развития будут внедрены более 400 информационных систем, электронных сервисов и других программных продуктов. Предусматривается повсеместное внедрение цифровых технологий в сферах телекоммуникаций, госуслуг, реального сектора экономики, здравоохранения, государственного кадастра и других.

Стратегия предусматривает создание единого ответственного органа в области цифровой экономики и электронного правительства, а также введение должностей заместителя руководителя по цифровым технологиям и электронному правительству в Правительстве, министерствах и ведомствах, органах местного самоуправления.

Улучшение технической инфраструктуры электронного правительства обеспечит открытость и прозрачность деятельности государственных органов и организаций, повысит уровня электронного участия населения, обеспечит информационную безопасность и защиту информационных ресурсов и систем.

Реализация утвержденной Стратегии будет способствовать развитию человеческого капитала и совершенствованию системы подготовки и переподготовки кадров, цифровизации государственных услуг и развитию информационной экосистемы. С 1 августа 2021 года все обязательные государственные платежи, включая пошлины, сборы и штрафы, будут производиться в режиме онлайн.

Борьба с бедностью

Бедность является одной из самых болезненных проблем Узбекистана, о чем ранее на официальном уровне стыдливо умалчивалось, но Президент этот факт открыто признал. «По разным подсчетам, этот показатель составляет 12-15%, – сказал Шавкат Мирзиёев. – Речь идет о 4-5 миллионах жителей нашей страны».

Для борьбы с бедностью планировалось направить 700 млн долларов, но ситуацию, по словам Президента, нельзя решить только раздачей денег. «Снижение бедности требует реализации комплексной экономической и социальной политики – от стимулирования предпринимательской активности до мобилизации способностей и потенциала населения, – сказал Президент. – В связи с этим предлагаю разработать совместно со Всемирным банком, Программой развития ООН и другими международными организациями Программу сокращения бедности».

Для решения этой проблемы Указом Президента от 26 марта 2020 года «О мерах по кардинальному обновлению государственной политики в сфере развития экономики и сокращения бедности» Министерство экономики и промышленности было преобразовано в Министерство экономического развития и сокращения бедности и было предписано разработать Программу сокращения бедности.

Работа над разработкой Программы ведется. Министрерством экономического развития и сокращения бедности разработан проект Концепции сокращения бедности в Узбекистане. Разрабатываются критерии и методы расчета бедности, эффективные инструменты ее сокращения, долгосрочная стратегия преодоления бедности, основанная на успешном международном опыте. Наряду с этим Центром экономических исследований и реформ (ЦЭИР) был реализован пилотный проект по сокращению бедности, поддержке малообеспеченных и нуждающихся слоев населения. Апробация нового проекта по сокращению бедности успешно прошла в Букинском и Чиназском районах Ташкентской области.

Но проблема бедности в связи с пандемией в стране значительно обострилась что вызвало необходимость в оперативных практических действиях по боле интенсивной социальной поддержке населения, особенно наиболее малообеспеченных и уязвимых слоев. Ввиду чего вопрос борьбы с бедностью и смягчения негативных последствий пандемии коронавируса для населения в этом году стал наиболее приоритетным.

На социальную поддержку населения из Антикризисного фонда при Министерстве финансов было выделено - 641 млрд. сумов. Свыше 8 млн. граждан получили льготы и преференции на сумму около 30 трлн. сумов. Количество получателей социальных пособий увеличено до 1,2 млн. человек. На основе специального обследования были выявлены 583 тыс. «бедных семей», нуждающихся в материальной поддержке, которым, в частности, в рамках общенародного движения «Саховат ва кўмак» оказана материальная поддержка в размере почти одного трлн. сум. За счет Фонда общественных работ по временной занятости трудоустроено около 230 тыс. безработных граждан. Более 33 тыс. семей обеспечены занятостью за счет механизма субсидирования малообеспеченных семей на развитие приусадебных участков и создания сельскохозяйственных кооперативов.

Реформирование системы прописки

Одним из самых обсуждаемых пунктов Послания стало поручение Шавката Мирзиёева разработать предложения по реформированию системы прописки.

«Мы держали ноги своих граждан в кандалах и не решали эту проблему 30 лет, – сказал он. – В связи с этим парламент и правительство до 1 апреля должны … разработать конкретные предложения по реформированию системы прописки». А 22 апреля 2020 года вышел Указ Президента «О мерах по реформированию порядка постоянной прописки и учета по месту пребывания» о поэтапном переходе от системы постоянной прописки, имеющей разрешительный характер к системе регистрации уведомительного характера.

Согласно этого указа уже с 1 апреля 2020 года не требовалось для граждан Республики Узбекистан наличия регистрации по месту постоянного проживания в городе Ташкенте и Ташкентской области при приобретении недвижимого имущества в этих регионах. А с 1 сентября срок пребывания без регистрации по месту постоянного проживания и месту временного пребывания для граждан Республики Узбекистан составляет 15 дней, оформление регистрации производится в течение одного дня; отменен порядок выписки и практика проставления штампа в паспорт при оформлении регистрации граждан Республики Узбекистан по месту постоянного проживания.

Упрощенный порядок получения гражданства

В своем Послании глава государства пообещал, что десятки тысяч людей, не имеющих гражданства, вскоре получат этот долгожданный статус. Лица без гражданства, прибывшие в Узбекистан до 1995 года (около 50 тысяч человек) автоматически станут гражданами Узбекистана.

13 марта 2020 года была опубликована новая редакция Закона «О гражданстве», позволяющая определенному кругу лиц получить узбекский паспорт в упрощенном порядке. В частности, с 1 апреля 2020 года гражданами страны смогут стать лица без гражданства, прибывшие и постоянно прописанные в Узбекистане до 1 января 1995 года, не принявшие иностранное гражданство и проживающие до вступления в силу нового закона на основании вида на жительство. На тех же основаниях в гражданство вступает ребенок, чьи родители (одинокий родитель) признаны гражданами. Документы, подаваемые на получение гражданства рассматриваются в течение 3 месяцев со дня подачи. Заявитель получает гражданство на основании заключения руководителя регионального подразделения внутренних дел, согласованного с МВД.

Борьба с коррупцией

Затрагивая тему коррупции в своем Послании, Президент Шавкат Мирзиёев сказал, что к решительным действиям его подтолкнули «многочисленные обращения на его имя, сообщения в прессе и социальных сетях». «Если мы не искореним это порочное явление, нам не удастся создать реально благоприятный деловой и инвестиционный климат, ни одна сфера жизни нашего общества не будет развиваться», – сказал он.

29 июня 2020 года вышел Указ Президента «О дополнительных мерах по совершенствованию системы противодействия коррупции в Республике Узбекистан». Указом образовано Агентство по противодействию коррупции Республики Узбекистан, которое является ответственным за формирование и реализацию государственной политики в сфере предупреждения и противодействия коррупции. Агентство подчиняется только Президенту Республики Узбекистан, подотчетно палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан и независимо от иных государственных органов, организаций и их должностных лиц.

В функциях Агенства обеспечение эффективности антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов, организация внедрения и эффективного функционирования системы декларирования доходов и имущества государственных служащих и многие другие

Создание Общественной палаты

«Для усиления общественного контроля, установления более тесного взаимодействия между государством и обществом предлагаю создать Общественную палату Республики Узбекистан», - отметил Президент в Послании.

В целях воплощения на практике идеи «Инициатор реформ — само общество», обозначенной в Послании Президента, 16 апреля 2020 года вышел Указ Президента «О создании Общественной палаты при Президенте Республики Узбекистан». Наряду с республиканской палатой созданы также региональные общественные палаты Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента.

Важное значение для углубления взаимодействия между государством и обществом имеет установленный порядок деятельности общественных палат в отношениях с государственными органами.

Предложения о внесении изменений и поправок в Конституцию Республики Узбекистан, проекты нормативно-правовых актов по наиболее актуальным вопросам социально-экономической жизни страны, вызывающие особый интерес у общественности, направляются для рассмотрения в Общественную палату.

Общественная палата ежегодно представляет Президенту Республики Узбекистан и палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан годовой национальный доклад о состоянии и тенденциях развития гражданского общества. Введена практика ежеквартального рассмотрения в палатах Олий Мажлиса и региональных Кенгашах результатов изучения актуальных для общественности вопросов, проведенных общественными палатами.

Органы государственной власти осуществляют свою деятельность в тесном взаимном сотрудничестве с Общественной палатой и региональными общественными палатами. Члены Общественной палаты и региональных общественных палат вправе присутствовать на открытых коллегиальных заседаниях каждого государственного органа. Общественная палата и региональные общественные палаты участвуют в формировании состава общественного совета при каждом государственном органе.

Таким образом сформированный механизм взаимодействия органов управления государственной власти с Общественными палатами позволяет своевременно получать информацию об отношении общественности к тем или иным проблемам на местах, в полной мере учитывать мнение общественности в их решении, что является важным шагом в углублении демократических преобразований в стране.

Рыночные принципы в сельском хозяйстве

«Сельское хозяйство, являющееся одной из важнейших сфер, обеспечивающих рост экономики, занятости и доходов населения, необходимо развивать на основе стратегического подхода», - сказал Президент. В числе задач Послания был предусмотрен поэтапный переход на систему закупки хлопка и зерна на основе рыночных принципов с отменой практики государственного заказа на заготовку этой продукции.

6 марта 2020 года вышли два Постановления Президента. Первое Постановление «О мерах по широкому внедрению рыночных принципов в сферу хлопководства», которым, начиная с урожая 2020 года, отменяется государственный заказ на производство хлопка-сырца, а производителям хлопка-сырца предоставляется право свободного сорторазмещения районированного хлопчатника. Второе Постановление «О мерах по широкому внедрению рыночных принципов в производство, закупку и реализацию зерна», которым установлено, что начиная с урожая 2020 года поэтапно отменяется практика производства зерновых колосовых на основе государственного заказа, а начиная с урожая 2021 года полностью отменяется практика установления государством закупочных цен на зерно и государственные закупки, а зерно, произведенное фермерами и другими предприятиями, реализуется всем потребителям по свободным ценам.

Стоит уточнить, что отмена госзаказа и внедрение рыночных принципов в хлопководстве и производстве зерновых знаменует собой кардинальные реформы в самых «законсервированных» в течение десятилетий в рамках административных подходов секторов экономики, что по сути является историческим событием.

Кроме того, в текущем году в условиях пандемии принимались обширные меры по обеспечению продовольственной безопасности населения. Перед сектором плодоовощеводства была поставлена задача значительно увеличить объем производства в 2020 году, в решении которой были задействованы 55 районов, специализирующихся на производстве продукции плодоовощеводства, 86 кластеров и 125 коопераций по производству продовольственных товаров.

Благодаря проведенным реформам и принятым мерам по продовольственной безопасности валовый выпуск продукции сельского хозяйства за 9 месяцев текущего года увеличился на 3,4%. Выпуск растениеводческой продукции увеличился на 4,3%, животноводства – на 2,3%. Выпуск мяса увеличился на 2,2%, молока на 2,9%, зерна на 2,4%, овощей на 2,7%, бахчи на 4,2%, плодов и ягод на 3,9%, винограда на 3,2%, улов рыбы на 9,8%.

Ориентиры сотрудничества

В Послании было сказано «необходимо и дальше повышать эффективность участия Узбекистана в Содружестве Независимых Государств и Шанхайской организации сотрудничества».Шавкат Мирзиёев не обошел стороной вопрос сотрудничества с Евразийским экономическим союзом. «Парламент и правительство Узбекистана должны изучить вопрос взаимодействия Узбекистана с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и представить заключения, обосновав свою позицию», – сказал он.

Узбекистан в уходящем году впервые выступал в качестве председателя Содружества Независимых Государств. 18 декабря под председательством Президента Узбекистан Шавката Мирзиёева состоялось заседание Совета глав государств Содружества Независимых Государств в формате видеоконференции. Во время председательства Узбекистана была обновлена Концепция дальнейшего развития СНГ, а также разработан План основных мероприятий по ее реализации. Был также разработан и подписан на саммите ряд документов, регламентирующих взаимодействие в сфере безопасности. В своем выступлении на саммите Президент Шавкат Мирзиёев заявил, что «Узбекистан готов к совместной выработке и реализации новых, нестандартных и взаимовыгодных подходов к решению общих проблем» и высказал ряд предложений по расширению многопланового сотрудничества в рамках Содружества. «Приоритетной задачей является скорейшее восстановление экономик, торговых и кооперационных связей наших стран», - сказал он.

10 ноября прошло 20-е заседание Совета глав государств ШОС в формате видеоконференции, на котором Шавкат Мирзиёев выдвинул ряд ключевых инициатив. По мнению Президента, в первую очередь, особого внимания требуют вопросы усиления сотрудничества в сфере экономики. Важное значение имеют процессы цифровизации, которые ускорились в связи с пандемией. Президентом было предложено разработать Программу ШОС по развитию цифровой грамотности, а также подчеркнута важность в нынешних условиях направить совместные усилия стран ШОС на поддержку нуждающихся слоев населения и сокращение бедности. В завершение своего выступления на саммите Президент Узбекистана предложить провести в следующем году в преддверии 20-летия образования нашей Организации международную конференцию «Роль ШОС в системе современных международных отношений».

Что касается отношений с ЕАЭС, то 29 апреля возможность сотрудничества Узбекистана с этой организацией в статусе наблюдателя одобрили депутаты законодательной палаты Олий мажлиса, а 11 мая верхней палаты парламента (сената) Олий мажлиса. 11 декабря Президент Узбекистана впервые принял участие в заседании Высшего Совета Евразийского экономического союза в ходе которого главы государств-членов этой организации приняли решение предоставить Республике Узбекистан статус наблюдателя при ЕАЭС. В своем выступлении лидер Узбекистана обозначил основные направления взаимодействия.

"Прежде всего, мы заинтересованы в развитии кооперационных связей между нашими производителями. Если раньше в каких-то направлениях промышленности мы конкурировали, то сегодня успешно дополняем. Еще одно направление работы - более эффективное использование транспортных коридоров и логистических связей для выхода наших товаров на рынки третьих стран. Немаловажное значение имеет мобильность трудовых ресурсов в рамках ЕАЭС. Мы надеемся, что также сможем продвинуться в этом направлении", — подчеркнул в своем выступлении Шавкат Мирзиёев.

Таким образом можно констатировать, что поставленные в Послании Президента задачи на 2020 год, не смотря на все сложности и проблемы, вызванные пандемией коронавируса, целенаправленно и последовательно решаются и это является залогом дальнейшего успешного развития в наступающем 2021 году.

Зиеда Ризаева, Виктор Абатуров, ЦЭИР

...
Леонид Полищук, заместитель директора Центра IRIS Университета штата Мэриленд, США

"ЦЭИР является "общим (коллективным) ресурсом" для доноров и международных организаций в Узбекистане. Центр удерживает лидерство среди местных институтов, занимающихся анализом государственной политики. ЦЭИР достиг организационной зрелости, аккумулировал ценные активы, среди которых особую важность занимают потенциал, опыт, репутация и доверие партнеров, достаточно эффективные информационные и коммуникационные каналы, профессиональная команда аналитиков, а также знания и опыт в области управления исследовательскими проектами."